Показать меню
Мода Зима 2016-2017 Лучшие платья Свадебные платья Аксессуары Украшения Мода в фото Beauty

Ольга Котова: кукла это такое создание, которое откуда-то приходит


До новогодних праздников осталось совсем немного времени. Новый год – это всегда сказка. Время, когда в чудеса верят не только дети, но и взрослые. А еще Новый год – это время дарить волшебные подарки.


Ольга Котова

Ольга Котова


В преддверии Нового года и Рождества журнал Милитта также подготовил небольшой подарок для своих читателей – возможность погрузиться в мир игрушки: узнать о том, как создаются авторские куклы, из каких материалов они делаются, откуда приходят идеи.


Нашим проводником в мир игрушки станет Ольга Котова – мастер, создающий игрушки и необычные вещи, к примеру, рюкзаки с крыльями в виде совы или же дракона. Среди ее игрушек не только полным-полно самых различных зверьков – коты, совы, рыбы, но вполне можно найти и героев из сказок - к примеру, гусеницу из «Алисы в стране чудес».


Основная тема работ Ольги Котовой – животные, материал, с которым она чаще всего работает – войлок. Войлок – весьма уютный и теплый материал, определенно, то, что нужно холодной зимой.


Белая ворона

Белая ворона


Среди ваших работ очень много животных (коты, совы и даже гусеница из «Алисы в стране чудес»). С чем связан такой выбор? Делали ли вы когда-либо кукол-людей?


Дело в том, что я действительно начинала с человеческих образов. Это были волшебники, эльфы, красавицы в исторических костюмах, в общем, все те создания, с которых обычно начинают все кукольники.


Однако сначала начали искажаться пропорции, образы становились все более стилизованными, а затем куклы и вовсе приобрели зооморфный вид – и я поняла, что, пожалуй, нашла в этом свое. Они почти как люди, эти животные – задумчивые, любопытные, хитрые, мудрые, мечтающие – однако звериное тело, как мне кажется, позволяет точнее выразить образ через аллегорию.


Авторская кукла

Одна из первых кукол. Название работы «Зеленые рукава»


Авторская игрушка

Дух чайника, когда человеческие пропорции постепенно начали искажаться


Помимо авторских кукол вы также делаете пледы, рюкзаки. У вас были очень необычные рюкзаки, к примеру, с крыльями совы, в виде осьминога, ската. Как появилась идея создания таких рюкзаков?


Вообще я даже больше войлочных работ делаю, чем кукол. Куклы – сложнее, на их рождение нужно больше времени. А вот войлок позволяет быстро, практически за день-два воплотить появившуюся идею.


Что касается креативных рюкзаков – это полностью идея моего мужа. Нет, он не художник, он юрист, работающий на «нормальной» работе, но бурлящий очень оригинальными идеями. К счастью, он нашел меня, и теперь у него – идеи, а у меня – план их воплощения (улыбается).


Он давно хотел создать крылья, которые будут не просто украшением за спиной, а иметь и утилитарную функцию. Войлок – идеальный материал для такого романтичного и необычного рюкзака. Ну а потом идея стала развиваться, появились крылья дракона, осьминог, обхватывающий ваши плечи щупальцами, скат, весело машущий крыльями при ходьбе…


Рюкзак

Рюкзак-крылья


Рюкзак

Рюкзак-осьминог


Кстати, идея войлочного пледа как такового, также принадлежит Саше (мужу). Мы и познакомились после того, как он на сайте «Ярмарка мастеров» заказал у меня первый плед. Я придумала большое войлочное полотно разбивать на отдельные квадраты, чтобы проще было валять, в каждом квадрате рисовать свой сюжет, а потом их соединять на швейной машинке.


Плед

Первый плед, сделанный на заказ для будущего мужа


Плед
Плед

Плед Impression


Все ваши изделия существуют в единственном варианте? Или вы также делаете несколько копий? Можете ли вы повторить вещь, если на нее есть спрос?


Смотря о чем речь. Кукол никогда не копирую, это такое создание, которое откуда-то приходит, рождается, и второго такого быть не может. Можно попытаться повторить, чисто технически сделав все те же операции, но это будет такая оболочка, без огонька внутри.


Поэтому и на заказ я образы не создаю, только то, что приходит мне в голову самой. Тем более, кукол я леплю из самозастывающего пластика, а не отливаю из фарфора, что еще более усложняет возможность точного повтора.


Авторские куклы и игрушки от Ольги Котовой

Подушка-кот


А вот войлочные изделия – они немного проще. Конечно, повторить точь-в-точь тут тоже невозможно, ибо нет каких-то шаблонов и схем. Но если на какую-то работу есть заказчики – я с удовольствием повторяю, более того, при каждом последующем повторе что-то улучшаю, добавляю каких-то изюминок.


Например, моя «фишка» - войлочные подушки в виде различных животных: котов, рыб, сов. Первый кот-подушка был создан в 2010 году и вдруг стал популярен. Котов такой формы (я валяю их на выкройке, поэтому форму повторить легко) за пять лет я создала…не знаю сколько, около 50 наверное, изменяла каждый раз цвет, рисунок, на котах появлялись различные пейзажи, города…


Авторские куклы и игрушки от Ольги Котовой

подушки-коты


У вас много изделий из войлока. Расскажите про этот материал. В чем заключаются особенности работы с войлоком?


Войлок - уникальный материал, из него можно сделать ... практически всё! Можно игрушку или куклу, можно теплый аксессуар, бижутерию, одежду, обувь, предмет интерьера, подушку и одеяло, даже дом (монгольские юрты, например, полностью накрывают войлоком)! Такого материала больше нет (улыбается).


<>При этом он экологичный, теплый, долговечный, очень практичный. Овечья шерсть срезается с овечек, на фабриках перечесывается и красится, а мастер валяет ее по-сухому (с помощью специальной зазубренной иглы) или по-мокрому (шерсть поливается горячим мыльным раствором и долго трется, катается, валяется, пока отдельные шерстинки не собьются вместе с плотный кусок войлока).


Сухое валяние – более спокойное занятие, для усидчивых и терпеливых, с помощью него можно создавать объемные игрушки. Я больше люблю мокрое валяние – здесь больше простора для фантазии, больше интересных приемов и видов изделий. Но это и более физически сложное занятие, иногда без мужской помощи не обойтись (улыбается).


Этим способом создаются шапки, варежки, все мои подушки и пледы, и прочее. Можно использовать тысячи цветов и оттенков, смешивая их между собой, практически создавая живописные полотна шерстью, можно брать только натуральные цвета и создавать арт-объекты для эко-интерьера… все, на что способна ваша фантазия.


Авторские куклы и игрушки от Ольги Котовой

Подушка-кот


Как создается кукла. Расскажите немного про техническую сторону - этапы создания куклы.


На самом деле, нет универсального рецепта, как создать куклу. Каждый мастер разрабатывает свою технологию, в зависимости от задуманного образа. Общие принципы: каркас, лепка из пластики, одежда. Сначала, конечно идет задумка и эскиз. Причем эскиз не только как образ, но и продумывание технологии и этапов создания.


Авторские куклы и игрушки от Ольги Котовой

Процесс создания куклы


Мои образы они больше округлые, такие, с пузиками (улыбается). Поэтому тут больше подходит основа из папье-маше, чтобы тело внутри оказалось полым и не весило много, но в то же время было твердым, чтобы на него можно было дальше налепливать пластик.


Из подручных материалов (пластилина, пенопластовых шариков) создаю самую примерную форму, в которой слегка угадывается будущее тело куклы. Слой за слоем кладу бумагу, проклеивая ее ПВА, подсушивая, таким образом на основе оказывается 9-10 слоев бумаги. Высыхая, она становится твердой.


Разрезаю папье-маше, вынимаю основу, папье-маше снова склеиваю. У нас получается заготовка «тушки» из отвердевшей бумаги, полая и легкая. Вклеиваю проволочные каркасы для конечностей, затем начинаю интересный процесс лепки из пластики.


Я использую самоотвердевающий пластик, больше всего люблю Paperclay, за его легкость и широкие возможности. На этом этапе в будущее лицо вставляются стеклянные глаза, готовые, или сделанные из аквариумных стекляшек, расписанных с плоской стороны. Лепится лицо, ручки, ножки, это довольно захватывающий процесс, когда под вашими руками из хаоса рождается Бытие (улыбается).


Дальше пластик сохнет, шлифуется, расписывается акрилом. После этого наступает самый интересный этап – «одежда», в моем случае – шкурка, мех или перья. Чаще всего я делаю ее из войлока, свалянного вместе с шелком и волокнами.


Войлок, шелковые ткани при необходимости подкрашиваются красками для батика. Затем они либо разрезаются и наклеиваются ряд за рядом, имитируя мех или перья, либо присобираются и прикрепляются к «тушке» как кожа. Тут все зависит от образа, который я создаю: можно добавлять бисер и бусины, бумагу, веточки, любые материалы, чтобы кукла получалась выразительной.


На одну куклу уходит как минимум семь дней (но как правило больше – около двух-трех недель) и довольно много разнообразных материалов.


Авторские куклы и игрушки от Ольги Котовой

Лесные жители


Мечтали ли вы в детстве делать игрушки?


Я не мечтала, я их делала (улыбается). С младших классов ходила на кружок мягкой игрушки и шила, шила… Мне перестали дарить покупные игрушки, и стали дарить мех и глазки! Правда, уже когда всерьез занялась творчеством, поняла, что, наверное, «перешила» - к таким популярным и разнообразным мишкам Тедди и текстильным куклам не тянет вообще (улыбается).


Авторские куклы и игрушки от Ольги Котовой

Подушка-сова


Где / у кого вы учились искусству куклы и войлока? Продолжаете ли вы учиться сейчас, в процессе? Что/кто для вас является источником вдохновения?


Я окончила Белорусский государственный педагогический университет по специальности художник-педагог (началось, конечно, все раньше, как я уже говорила, с кружка мягкой игрушки, изостудий, затем школы с художественным уклоном).


В университете получила общую художественную подготовку, «заболела» куклами, защитила дипломный проект на тему авторских кукол. Потом научилась валять (на мастер-классе в мастерской «Шерстяной шкаф»), стала совмещать эти два вида творчества.


Потом поняла, что войлок и куклы – безграничны и им можно учиться всю жизнь (улыбается). Очень много техник, материалов, приемов, кажется, что вроде все узнал, но нет, открывается что-то еще. По сути с каждой работой я чуть-чуть расту и развиваюсь, прыгаю чуть выше (иногда чуть выше своей головы (улыбается)).


А вдохновение – оно ниоткуда не приходит. Оно здесь, в работе и сидит. Пока не начнешь рисовать эскизы, не возьмешь в руки материал, не начнешь работу – не будет вдохновения.


Ольга Котова –автор работ

Ольга Котова


Есть ли у вас любимые работы? Какие? Легко ли с ними расставаться? Было ли у вас так, что сделав работу, вы понимали, что продавать ее не будете?


Я все работы люблю, пока их делаю (улыбается). Да, что-то получается лучше, любимее, что-то просто рождается легко, как будто уже существовало, а я только провела и воплотила в этом мире. Но к своим созданиям я не отношусь как к части себя, которая будет со мной вечно. Все-таки это просто работа, труд, такой же, как и труд в других профессиях.


Поэтому сколь бы не красивое получилось изделие, как бы оно голубыми глазками на меня не смотрело, нет, я больше радуюсь, когда оно, наконец, продается и находит своего хозяина, чем стоит у меня.


В общем-то я работаю ради процесса (улыбается). Получаю удовольствие от прикосновения к хорошему материалу, от процесса создания своих работ, любуюсь на готовое и отпускаю его. Мне остается опыт создания и фотография на память (улыбается).

Свадебные платья