Всегда ценились на мировом рынке русские шали и платки. Шали нижегородской фабрики, принадлежавшие Н.А. Мерлиной, фабрики Д.А. Колокольцева в селе Ивановском Саратовской губернии славились своим высоким совершенством. Индийские шали ткали из пуха тибетских коз, у нас в России – из пуха сайгаков, который оказался тонким и мягким, что пряжа из него, похожая на шёлк, по своим качествам превосходила пух кашемирских коз. Наши русские шали были на первом месте в мире.
Отправляясь в гости, русские красавицы покрывали головы роскошными шалями поверх повойников, кичек или кокошников, шитых золотом. Головной убор русской женщины представлял собой невероятную игру света и цвета: блеск шелковистой ткани, сияние жемчуга, яркий блеск золотого шитья. Великолепие головного убора трудно описать. Шали красовались васильками, алыми сочными розами, маками, которые соперничали с румянцем щёк красавиц. Но зимние праздники с катанием на тройке русские красавицы встречали не только в цветастых шалях, но и в оренбургских пуховых платках.
Незадолго перед тем, как прославились шали с набивным рисунком, выпускавшиеся в подмосковном селе Павлово-Посад, в Оренбургском крае уральская казачка Мария Николаевна Ускова отправила на всемирную выставку в Лондон в 1861 году шесть пуховых платков. В сопроводительном документе говорилось о том, что таковые изделия ручной работы производятся повсеместно в Оренбургском крае многими женщинами. Вот с того момента пошла слава оренбургских пуховых платков. А уральской казачке с выставки прислали медаль с надписью: «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром. Связанные из пуха местных коз, оренбургские платки известны с XVIIвека.
В 1762 году этнограф П.И. Рычков, путешественник и учёный, указывал, что возле Яика водятся табунами козы, которые «…так резвы, что никакой собаке угнать невозможно». Так вот из пуха этих коз местные жители вязали тёплые шарфы и поддёвки. Уральские зимы лютые, даже овчинный полушубок не спасает, а вот такие поддёвки из пуха местных коз греют даже в более лёгкой одежде. Если кочевавшие по степи калмыки и казахи просто вывязывали шарфы, то русские мастерицы, любившие украшать любую одежду кружевами и вышивкой, стали пуховые платки украшать затейливыми узорами, используя растительные мотивы. И в 1766 году П.А. Рычков отправил в столичное Вольное экономическое общество свой «Опыт о козьей шерсти». П.А. Рычков рекомендовал государственным служащим поощрить народное ремесло. К письму прилагался связанный его женой пуховый платок.
Платок привёл всех членов общества в такое восхищение, что дама получила Золотую медаль. Вскоре молва об оренбургских пуховых платках дошла и до самого города Парижа. Французы решили, что такое производство должно быть и у них. Профессор-востоковед Жубер сначала решил отправиться за кашемирскими козами на Тибет. Но по дороге в Одессе узнал, что в Оренбургских степях есть козы – потомки кашемирских. Он исследовал пух этих коз и нашёл его лучшим по качеству, чем пух кашемирских коз. И так, французы решили, что закупят таких коз и переправят во Францию. Было закуплено 1300 коз, которых на корабле по Чёрному морю надо было переправить в Марсель. Живыми довезли 400. Но и те козочки, которые прибыли в прекрасную и тёплую страну Францию, такого пуха не дали. Эксперимент не удался. Куда только не пытались увезти оренбургских козочек – и в Англию, и в Латинскую Америку, их кормили, холили, но… Не хватало им русского мороза, а без него и пух не вырастал. Вот такой наш оренбургский пуховый платок. Он не стал ни марсельским, ни ливерпульским.
Удивительный по качеству и красоте наш оренбургский платок имеет столь тонкую пряжу, что в размере пять аршин в длину и пять в ширину (в аршине 71см) его можно протащить в обручальное кольцо или, складывая многократно, – уложить в скорлупу гусиного яйца.
Оренбургский платок – отразилась в нём русская душа, он греет сердце красотой и изяществом, а тело теплом. Красивые вещи облагораживают душу, а на Руси умели красиво одеваться.
Комментарии и Отзывы