Мода есть на всё, не только на одежду, обувь, причёски и декоративную косметику, но и на интерьер, на архитектуру, на автомобильный и ландшафтный дизайн, она даже влияет на поведение людей, на этику общения, не говоря уже о кулинарном и парфюмерном искусстве. Но в последних двух случаях говорить о моде как-то не пристало, ведь салат «Оливье» в «моду вошёл» давно, и сейчас кажется совсем обыденным, «пожарские» котлеты – тоже, хотя и обыденными их не назовёшь (приготовить-то их совсем непросто, да и времени так не хватает), но вот мода на суши вошла сравнительно недавно.
Что сказать о моде в парфюмерии? Говорят, что у каждой эпохи свой аромат, хотя все парфюмерные композиции – лёгкие и сладкие, цитрусовые и чувственные, зелёные и цветочные, древесные и глубокие всегда пользуются успехом, ведь все мы разные, и каждому нравится то одно, то другое.
И всё-таки…В Советском Союзе в предвоенные годы витали запахи трех знаменитых ароматов – «Красной Москвы» (самые дорогие духи), женственной «Манон» и «Красного мака».
«Красный мак» создал парфюмер Давид Гарбер, который с 1936 года стал техническим директором «Новой Зари», или главным парфюмером. Парфюм создан им в 1927-1928г. Духи были навеяны одноимённым балетом Глиэра и имели множество поклонниц на протяжении почти 50 лет.
Новая партийная элита, желая приобщиться к «бывшим» ценностям бывшей аристократии, часто посещала театр, особенно в элитарном почёте был классический балет. И появление духов «Красный мак» было естественным продолжением этого увлечения. Ориентируясь на французскую классификацию духов, «Красный мак» следует отнести к духам восточного семейства.
Китайский колорит, вечная тема любви, на этот раз между красавицей Тао Хоа и советским капитаном, цветок красного мака, как символ любви и победы – всё это отразилось в композиции аромата.
Пристрастие Европы ко всему китайскому (стиль шинуазри) возникала не раз, а в советской стране возникли в ту пору свои взаимоотношения с китайской культурой. Начались они ещё с конца XIX века, с поставок чая из Китая через Сибирь. В России китайский чай очень ценили, особенно перевозимый посуху. Англичане везли чай морским путём, поэтому он был менее востребован, – считалось, что чай, перевозимый морем, напитывался влагой, и это верно.
В то время русские построили в Китае и первую православную церковь. Китайский чай, сюжеты и образы китайских красавиц в поэзии, пейзажи с многочисленными цветами и нежными красками, изделия – вышивки, особенно сумочки, эмаль, резная кость, – всё это получило широкое распространение в дореволюционной России. А с приходом советской власти, как только начала восстанавливаться страна после бури революций, переворотов и гражданских войн, это лишь продолжилось. Было выпущено множество духов, пудр, мыла и прочих изделий с этикетками в китайском стиле.
За китайским крепдешином чуть ли не сутками стояли в очереди, а получали всего 2,5 метра, как принято было говорить, в одни руки. Парфюмерия стала новой роскошью, которую могла позволить себе разве только советская элита. По запаху можно было определить человека в принадлежности к высокому статусу.
Наряду с лучшей едой, хорошей одеждой, отдельной квартирой и роскошной парфюмерией – всё для «избранных», существовала и другая жизнь, которая жила на продуктовых карточках, испытывая на себе все «великие переломы» в коллективизации и индустриализации, искоса наблюдая за частной жизнью элиты, которая совсем не соответствовала убеждениям «сынов народа». А фабрика «Новая Заря» продолжала выпускать эти прекрасные духи ещё несколько десятилетий, чей пряный запах волновал и будоражил поклонниц.
Комментарии и Отзывы