Сколько раз в истории человечества Восток заставлял обращать на себя внимание. И это не только касается политических проблем, существующих века, а впрочем, от сотворения мира. Историческая панорама сосуществования двух разных миров – Востока и Запада полна событий, порой трагических. Но не станем сейчас выяснять, кто и когда был более или менее прав. С тех пор, как существует человечество, войны и противостояния происходят везде и всегда, иногда принимая мировые масштабы. Это не просто печально, война – это трагедия.
Однако разговор на иную тему – на тему влияния исламской культуры на культуру западного мира, а если ещё точнее, то на западную моду.
Открытие культуры Востока для Западной Европы началось с Крестовых походов в XI веке, то есть с войны, а войны и торговля всегда способствовали открытиям новых контактов.
Крестовые походы, мусульманский Восток, невиданные доселе европейцами восточные ткани, ароматы, украшения, драгоценные камни, – всё это дало мощный толчок в развитии европейской моды. Новые головные уборы, начали имитировать чалму и паранджу, мягкая обувь, ковры, шали…
Открытие Америки в конце XV века на много лет отвлекло внимание европейцев на противоположную сторону планеты. А за это время сформировалась и обрела силу Османская империя, покорившая Ближний Восток и часть Северной Африки. Основанная во второй половине XIII века, империя в середине XIV века приступила к завоеваниям в Европе и продолжала расширяться вплоть до конца XVII века.
За это время в Европе возрастал интерес к восточному искусству, своеобразной архитектуре, изделиям из камня и дерева, фарфора, украшениям и т.п.
Брюллов Карл Павлович: Турчанка
Удивляла и восхищала Европу мода мусульманской Турции. Головные уборы типа чалмы, различных тюрбанов, шёлковые плащи с персидскими рисунками, мягкая обувь… и наконец, сочетания всех ярких цветов. Кафтаны и жилеты ведут своё происхождение также от турецкой национальной одежды.
Следующим этапом заинтересованности Востоком был XVIII век – времена французского короля Людовика XV и его маркизы де Помпадур. Именно маркиза повлияла на моду того времени, ей нравились восточные наряды: турецкие шаровары, стиль. Она ввела в моду применение диванных подушек, которые и сегодня на каждом диване. Их любили вышивать, украшать цветами, лентами, рюшами, кружевами. Ювелирное искусство Востока обратило на себя внимание своим удивительным сочетанием драгоценных камней и бриллиантов.
Красоту восточных нарядов можно увидеть на картинах европейских художников. Например, швейцарский художник Этьен Лиотар (1702 – 1789), долго живший в Константинополе, изобразил на своих картинах многих людей своей эпохи. В портретах художника всем нравилось сходство лиц, изображение материалов одежды и украшений, красочность его полотен.
С конца XVII века и до начала XX века Османская империя начала терять свои владения во всех трёх частях света.
А новое увлечение мусульманским Востоком явилось в конце XVIII – начале XIX вв. – времена успешных походов Наполеона в Египет. Тогда, возвращаясь во Францию, армия Наполеона привозила огромное количество различного рода вещей, среди которых были уникальные не только по своей красоте, но и по своему историческому значению. После наполеоновских войн женщины надели прозрачные муслиновые платья, шали…
Всерьёз увлечение Востоком началось в конце XIX – начале ХХ – го вв. Магию Востока Европа открыла для себя благодаря сенсационному успеху гастролей «Русского балета» и первому модельеру ХХ-го века Полю Пуаре.
Роскошь Востока, шикарные восточные одеяния: кафтаны, кимоно, шаровары, туники, тюрбаны, вуали, яркие краски – всё смешалось на арене моды Парижа. Великолепная вышивка, кружева с золотыми и серебряными нитями, парча, бахрома, кайма, жемчуг, дорогие перья – вся восточная экзотика украшает и оказывает влияние на искусство, моду и стиль жизни.
Вновь и вновь обращается мода на Восток. Все мировые религии предписывают женщинам скромность, а это значит, женская одежда не должна быть облегающей и прозрачной, не говоря уже о мини-юбках. Внешний вид, если лицо открыто, не должен быть броским и вызывающим.
Современные мусульманки носят хиджаб, выглядят достойно и скромно, и это их украшает. Красотой всегда восхищаются, особенно если она проявляется изнутри, а закрытая одежда подчёркивает чистоту и непорочность.
Подобрав определённый ансамбль с длинным платьем, красиво повязав платок (таких девушек сегодня можно увидеть не редко), невольно радуешься, что среди множества обнажённых «донельзя» есть девушки – обладательницы тонкого вкуса и стиля, которые показывают пример скромности другим.
В модной индустрии в последнее время были и есть две тенденции – обнажаться или одеваться в одежду с незавершённым пошивом, то есть «кто во что горазд». В моде царит обнажённость, на подиуме и с глянцевых обложек призывно смотрят раздетые красавицы, но это уже порядком надоело…
Последний взгляд моды на Восток призывает модельеров к поиску новых горизонтов для проявления таланта. Осталось только повернуться к истокам национальных костюмов, чтобы почерпнуть вдохновение и чуть-чуть придать современность в покрое, тканях, поработать с декором ансамбля и аксессуарами.
В России уникальная и потрясающая культура, в которой соединились Восток и Запад, так что есть возможность для вдохновения. К тому же верующих девушек – и православных, и мусульманок не мало. Правда, чаще всего православных девушек, одетых в русском стиле с современными интерпретациями, встретить можно только возле храмов. Здесь торжествует скромность, сдержанность и строгий стиль.
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...» А. П. Чехов
Комментарии и Отзывы