Модные куклы – это далеко не просто игрушки. Какими только свойствами куклы не наделялись, какие только роли они не играли на протяжении нашей истории. Первые куклы известны ещё со времён Древнего Египта. В крестьянских семьях кукол делали из подручных материалов: тряпочек, соломы, дерева, глины. В Новое время мир восхищали прекрасные фарфоровые куклы. Куклы были как безобидными игрушками для девочек, так и таинственно-страшными магическими предметами. А ещё куклы были модницами. Им вполне удавалось на протяжении многих столетий исполнять роль современных журналов мод. Таких кукол и называли куклами-пандорами.
Ещё в Древнем Риме кукол использовали для демонстрации мод. В римские провинции посылались глиняные фигурки кукол, одетые в модные новинки.
Были подобные куклы и в Европе XIV века. Изначально они были деревянными. Так в 1391 году супруга английского короля Ричарда II получила подобную куклу из Франции. Эта кукла нужна была ей для того, чтобы ознакомиться с модными новинками Парижа. А ещё сохранились сведения о том, что в 1396 году придворный портной французского короля Карла VI Роберт де Варенс составил расписку о получении 450 франков за то, что он пошил модный гардероб для куклы. Эта кукла была подарена королевой Баварии английской королеве. А у одного старого венецианского модного магазина до сих пор существует вывеска с его названием La Piavola di Franza, что означает «французская кукла». И что, несомненно, подтверждает давнюю связь кукол и моды.
В то время модных кукол в основном заказывали королевы или богатые аристократки. Так в 1453 году королева Испании заказывала наряды из Парижа, которые были увидены ей благодаря модной кукле. И для знаменитой Марии Медичи её супруг Генрих IV также не раз заказывал кукол-демонстраторов модных новинок. А в 1642 году польская королева просила курьера, отправляющегося в Нидерланды, привезти ей «куклу, одетую на французский манер, дабы оная могла послужить образцом для ее портного».
И только в 40-е годы XVII века в Европе, а именно во Франции, появились те куклы, которые и назовут Пандорами. Это были восковые куклы. Они очень часто делались в человеческий рост. Пандорой куклу назвали в честь героини древнегреческой мифологии, которая открыла запретный сундук, из-за любопытства, и выпустила в этот мир множество несчастий, правда на самом дне сундучка всё-таки сохранилась надежда.
Именно в XVII веке моду начинают рекламировать сознательно и для этих целей, конечно же, служили куклы-пандоры. В то время в Париже существовал только один журнал, который можно было сопоставить с современными журналами мод. Этот журнал назывался «Галантный Меркурий», но вот только его тираж был весьма мал. И основную роль по-прежнему играли куклы.
К куклам-пандорам прилагался целый гардероб: сундучки с одеждой, духи и аксессуары. Куклы-пандоры путешествовали по всей Европе и даже добирались до Америки с одной единственной целью – демонстрировать состоятельным дамам парижскую моду. По легендам, когда везли таких кукол посреди военных сражений, генералы приостанавливали битвы и пропускали кукол-пандор.
Сохранилась и кукла-пандора, принадлежащая русской императрице Марии Фёдоровне. Эта кукла была сделана придворной модисткой французской королевы Марии-Антуанетты Роз Бертен. Сейчас кукла-пандора Марии Фёдоровны хранится в Гатчинском дворце.
В те времена существовало два вида кукол-пандор. Большая Пандора, которая демонстрировала роскошные наряды для светских выходов и Малая Пандора, которая демонстрировала более скромные домашние наряды.
Куклы-пандоры были популярны и в XIX веке. В это время их начали производить на фирмах Jumeau, Gaultier, Bru. Для них делались головки из неглазурованного фарфора и тела из дерева.
Просуществовали куклы-пандоры до 1860-ых годов, а затем их заменили модные журналы, которые стали популярны в Париже ещё в конце правления Людовика XVI перед самой Французской Революцией. Наследниками же кукол-пандор в современном мире, безусловно, стали манекены в витринах магазинов.
Самих же кукол-пандор сегодня можно увидеть разве что в парижском музее моды Гальера, в Загорском музее игрушки и частных коллекциях.
Комментарии и Отзывы