Французский стиль Туаль де Жуи в одежде и интерьере
Если вы давно не бывали в Париже, и в ближайшее будущее такое путешествие не предвидится, создайте в своем интерьере атмосферу Франции. Советуем обратить внимание на истинно французский дизайн, например, обои или ткань Toile de Jouy, которые являются интерьерным символом Франции.
Toile de Jouy (Туаль де Жуи или Туэль де Жуи) дословно переводится – ткань из Жуи. Наверное, ткань и пошив платья или комплекта, обойдутся гораздо дешевле, к тому же при сегодняшнем трудном финансовом положении для многих это может стать самым доступным вариантом – увидеть Францию и помечтать немного.
Что же за ткань Toile de Jouy?
Уточним немного. Под этим названием понимается не столько ткань, сколько рисунок в принте ткани. Для печатания таких рисунков сначала использовали хлопковые или льняные ткани. Теперь же этот рисунок мы можем увидеть как элемент дизайна и на других материалах, а потому атмосферу Франции можно создать в интерьере на обоях, текстильной обивке мебели, фарфоровой посуде, сумках, обуви и, конечно, в принте одежды…
Но обратимся немного к истории ткани Toile de Jouy. Во второй половине XVII века в Европу начали завозить из Индии невероятные по красоте ткани, которым не было равных ни в одной европейской стране. Французские ткани также сильно уступали индийским, поэтому владельцы ткацких фабрик терпели убытки. В конце XVII века импорт индийских тканей составил серьёзную конкуренцию местным производителям, поэтому их ввоз и даже производство официально запретили во многих странах Европы.
Создалась невероятная ситуация – роскошные, яркие ткани с красивыми узорами, экзотическими цветами и животными были запрещены. Но если производителям тканей это было выгодно, то для всех остальных такая ситуация принесла большие огорчения. Чтобы изменить создавшееся положение, единственным выходом могло стать развитие нового текстильного производства в стране. Однако запрет во Франции просуществовал более 70 лет.
В 1759 году король Франции Людовик XV отменил мораторий. И снова, одни были довольны, а другие начали протестовать. Красочные шелковые ткани из стран Востока – Индии, Китая, Персии снова появились во Франции, но для многих они оказались недоступны из-за высокой стоимости, их могла позволить себе только богатая аристократическая знать.
Украшение дома восточными тканями считалось признаком престижа. Поэтому у представителей среднего класса возник спрос на более дешевые ткани местного производства. И в это непростое время, в 1760-м году недалеко от Версаля в деревне Жуи-ан-Жоза (Jouy-en-Josas) гравер и печатник Кристоф-Филипп Оберкампф основал мануфактуру по производству хлопковых набивных тканей.
Кристоф-Филипп Оберкампф – немец по происхождению, из семьи потомственных красильщиков шерсти из Вюртемберга. Он изучил производство les indiennes (индийских) тканей с печатным рисунком.
Первыми мотивами на тканях его мануфактуры были цветы и абстрактные узоры, популярные в то время. Затем появились монохромные и цветные сюжетные рисунки, впоследствии ставшие основой производства и его стильным почерком. Именно эти ткани имели успех, и Оберкампф уже в 1764 году расширил фабрику, вырос штат мастеров и сотрудников.
В 1770 году предприниматель ввел многокрасочную печать.
В 1783 году мануфактура Оберкампфа получила статус Королевской. Но, к слову сказать, надпись «manufacture royale» не означала, что мануфактура принадлежала королю. Это говорило о том, что производство достигло высшей степени мастерства, а выпускаемая продукция достойна самого короля. В нашем понимании, это как знак качества.
Кристоф-Филипп Оберкампф в 1785 году изобрел печатную машину для печати обоев. В 1787 Оберкампф получил благодарственное письмо от короля Людовика XVI за оформление королевского дворца. После этого события ткани мануфактуры Оберкампфа получают название Toile de Jouy и становятся элементом стиля.
В 1797 году основатель «Жуи» изобрёл технологию одного из методов непрерывного печатания рисунка на ткань, позволяющую за сутки напечатать до 5км ткани. В 1806 году Оберкампф был награжден Наполеоном Бонапартом орденом Почётного легиона. Производство тканей продолжалось до самой кончины основателя, до 1815 года, затем прекратилось на время и снова возобновилось. Но все-таки просуществовало недолго, до 1843 года.
Оберкампф сотрудничал со многими французскими художниками, одним из них был Жан-Батист Юэ. Именно он начал рисовать «живые сцены» в пасторальном и батальном жанрах. На его холстах «оживали» идиллические персонажи, расцветали цветы, печатались экзотические сюжеты, небольшие жанровые сценки. Изначально рисунки печатали на белом фоне красным цветом или синим, с определенной частотой повторяемости мотивов. Справедливости ради следует напомнить, что в основу подобных рисунков легла роспись с китайского фарфора, который в то время был популярен в Европе.
Почему ткани Оберкампфа стали так популярны? С одной стороны ткани местных производителей были более доступны, чем привозные восточные, с другой – Оберкампф своими новыми технологиями печатания рисунков на ткани обеспечил прорыв в текстильном производстве, что позволило ему повысить качество тканей и увеличить производительность.
Однако, кроме всего перечисленного, популярность тканей Оберкампфа связана и с вниманием к дизайну рисунков. Люди с интересом разглядывали изображенные на ткани сюжеты, будто полотна живописи в миниатюре: события из прошедших эпох, различные сцены и эпизоды из жизни людей, особенно романтические. Все это и принесло популярность тканям. Такие ткани стали использоваться уже тогда в оформлении спален и гостиных знатных слоев населения. Это были шторы, балдахины, обивка на стульях и креслах, подушки, диваны…
К середине XIX века мода на Туаль де Жуи начала угасать, и в 1843 году производство полностью остановилось. Появилось много новых мануфактур, с которыми конкурировать было непросто.
Сегодня от когда-то известной мануфактуры остался музей, открытый в 1977 году – музей Туаль де Жуи. Здесь можно ознакомиться с историей производства, с архивом дизайнов, где хранятся образцы тканей, шаблоны для набивки рисунков, некоторая документация.
Туаль де Жуи и стиль Прованс
Туль де Жуи – отдельный стиль интерьера, его еще называют
стиль Прованс. Мотивы повторяются в обоях, текстиле, декоре. Взгляд при осмотре помещения останавливается на рисунках, перемещается на отдельные детали, с картинки на картинку. Но многие дизайнеры считают такой интерьер перегруженным обилием рисунков. Поэтому, если надумаете создать атмосферу Франции, следует проконсультироваться с дизайнером.
Туаль де Жуи в интерьере – это взгляд в прошедшую эпоху
провинциальной Франции. Стиль Прованс своими витиеватыми линиями и узорами напоминает стиль Барокко.
Узор Туаль-де Жуи сегодня используется не только в интерьере в качестве обоев, но и в керамике, фарфоре, в тканях для постельного белья и т.д. Мотивы Туаль де Жуи украшают хлопок, лён и другие ткани, и материалы.
Как уже было сказано, мануфактура Оберкампфа прекратила свою деятельность в 1847 году, но ровно через сто лет ее вспомнили. Рисунки Туаль де Жуи возродились при оформлении первого бутика Кристиана Диора в Париже на авеню Монтень, и стали одним из символов марки. А тогда мотивами Туаль де Жуи был украшен весь бутик.
Сегодня этот орнамент снова популярен, он появился в
последних коллекциях Oscar de la Renta, Yohanna Ortiz, Acne Studios, Tibi, Twin-Set, Chloé, Burberry, For Restless Sleepers, Christian Dior и других марках. В 2019 году классический французский принт украсил многие модели Dior. Сегодня вы увидите его на сумках и обуви. Туаль де Жуи гармонично соединяет в себе простоту и аристократическую элегантность.
Узоры Туаль де Жуи сейчас на пике популярности, его можно комбинировать с однотонными вещами или даже полностью облачиться в него. Из ткани Туаль-де Жуи хорошо смотрятся рубашки классического кроя, блузки, платья, в том числе, платья-рубашки, а также брюки и юбки.
Кстати сказать, современные Туаль де Жуи имеют те же мотивы, что более сотни лет назад. На ткани изображаются те же дамы и кавалеры на скамеечках в садике, идиллические пасторали с пастушком и пастушкой на лужайке, сцены охоты и т.д.
Мануфактура возле местечка Жуи просуществовала всего 60 лет, и сегодня ее уже нет, остался лишь музей. Однако эти набивные ткани, о которых был рассказ, производятся до сих пор по всему миру, и называют их именно «Туаль де Жуи».
Автор:
Татьяна Дмитриева
Комментарии и Отзывы