5 интересных фактов о балете
Легкие, будто не касающиеся пола, движения. Сложные па, отточенные до совершенства. Белоснежные пачки, музыка и иллюзия полной невесомости. Все это – балет, искусство, которое снаружи похоже на мечту, а изнутри – на ежедневную борьбу с телом, временем и законами физики. Что скрывается этим за изяществом? Предлагаем вашему вниманию 5 неожиданных фактов о балете. А помогает нам разобраться во всех тонкостях и закулисных тайнах настоящая балерина – Людмила Титова.
Не диеты, а умение держать себя в рукахЕсть расхожее мнение – балерины якобы живут на листьях салата и ледяной воде. Мол, чуть ли не в обморок падают от голода. Заблуждение. В реальности все иначе: не диеты, а дисциплина. Быть в форме – это не каприз, а необходимость. Балет требует тела, натренированного как у спортсмена и легкого, как у птицы. Отсюда и контроль: поменьше сахара, никакой одержимости мучным, строгий отбор продуктов. Вес идеальной балерины? От 38,5 до 59 килограммов – никаких поблажек.
Майя Плисецкая, живая легенда, вообще исключила из рациона половину продуктового магазина. Кофе? Нет. Хлеб и пирожные? Ни в коем случае. Мясо, молоко, яйца, сахар – прощайте. В меню оставались только фрукты, овощи, рыба и крупы. Но вот парадокс: голодать в балете – табу. Звучит как оксюморон, но на многочасовых репетициях без энергии и силы воли далеко не уедешь.
Балет, при всей своей утонченности, живой и меняющийся организм.Он – не музей под стеклом, а поле экспериментов. Современное искусство шагнуло в зал, и теперь балет рассыпается на два новых направления: джаз-модерн и контемпорари. Помните Айседору Дункан и ее свободный танец? Это она взяла классику за руку и повела на улицу. В результате движения стали текучими, эмоциональный рисунок – насыщенным, словно танцор рассказывает историю глазами и телом. Модерн – это маленькая пьеса, рассказанная телом под музыку. А контемпорари вообще танцует вместе с дыханием: тут тебе и цигун, и йога – все смешалось в голове хореографа.
А теперь давайте разберемся с тем самым «выворачиванием ступней», которое так шокирует новичков.Вы думаете, это прихоть? А вот нет. Истоки этой балетной фишки – в... фехтовании! Да-да, еще в те времена, когда на сцене плясали исключительно мужчины. Ничего удивительного. Все эти позиции, линии, развороты – не дань красоте, а способ быстро менять направление, уверенно двигаться в бою, пусть и без шпаги. Стало быть, балет и боевые искусства – не такие уж далекие родственники. Не верите? Приглядитесь: и там, и там – идеальная осанка, сосредоточенность, контроль над телом и духом. Кто сказал, что искусство – не форма борьбы?
Через боль – к свету рампыБалет – это не только о красоте движений, но и о боли, о терпении, доходящем до безумия. Ноги танцора? Те самые, что порхают по сцене, – в реальности нередко живут в аду. Мышцы болят почти всегда. Не просто «ноют» или «потягиваются», а будто кричат, не умолкая. Работа балерины – это марафон по лезвию ножа: растяжения, вывихи, переломы... звучит как список диагнозов, а не творческих будней. Но разве можно остановить спектакль из-за какой-то «мелочи» вроде травмы?
Если уж балерина падает на сцене – что, казалось бы, непоправимо, – она поднимется, продолжит, доведет до финальной ноты. А потом... потом уже можно и рухнуть за кулисами, сцепив зубы от боли.
Вспомните 2000 год. На сцене «Баядерки» прима Мариинского театра Ульяна Лопаткина – вся как из света и воздуха. И вдруг – травма голеностопа. А зритель ничего не понял! Потому что она доиграла, дотанцевала, донесла образ до конца, как будто ничего не случилось. И только потом, уже вне сцены, оказалось – повреждение серьезное, пришлось на время уйти из театра, лечиться и восстанавливаться.
Но хватит о боли – давайте вернемся немного назад, туда, где балет только-только начал свое становление.
Знаете ли вы, что сначала балет был... чисто мужским развлечением?Да, с начала XV века до середины XVII – только мужчины, никаких балерин. Причем зрелище было далеким от легкости: сцена напоминала скорее торжественную оперу. Мужчины в масках, на каблуках, в тяжелых платьях с обязательной короткой юбкой – модные веяния придворной моды, куда ж без них. Балет тогда – больше ритуал, чем танец.
Но ничто не вечно. Конец XVII века – и вот на сцену выходят женщины.И все меняется. Патриархальная эра длилась почти триста лет – а теперь балет делает реверанс новому дыханию. Женские партии вытесняют мужские, появляются воздушные, изящные балерины, похожие на невесомых созданий.
А что с костюмами? Платья стали легче, тоньше, исчезли тяжелые ткани. Движения обрели свободу – и, как следствие, начала формироваться система, стиль, школа танца. Балет, наконец, вырвался из тени других жанров и заявил о себе: я – самостоятельное искусство.
Так что в истории балета есть все – кровь, слезы, корсеты и каблуки. Но главное – стремление лететь, даже если крылья в синяках.
Комментарии и Отзывы