Люси Дафф-Гордон – одна из ведущих британских модельеров конца XIX — начала XX века. Сегодня ее имя мало кому известно, но в те далекие годы ее знали многие, особенно под профессиональным псевдонимом Люсиль.
Люси Дафф Гордон стала известной созданием нижнего белья и вечерних платьев. Именно она положила начало модным показам, придумала выпуск одежды, белья, парфюмерии и аксессуаров под одним брендом, начала давать названия своим нарядам и коллекциям, а также из ее рук появился тот предмет, который стал прототипом современного бюстгальтера.
Люси создавала кружевное нижнее белье, прозрачные пеньюары и вечерние платья, которые можно было надевать без корсетов. А кроме этого, она умела для каждой женщины не только сшить платье, но и создать образ в целом, сочетая главный наряд с аксессуарами: шляпой, сумочкой, обувью, декоративными элементами и даже прической, которая была также главной деталью в образе. Этот подход сегодня называется работой стилиста. И все это делала Люси сама.
В начале ХХ-ого века, а точнее в 1910-ых годах, показ мод начал превращаться в настоящее шоу. До этого времени дизайнеры старались скрывать свои новинки, оберегая их от посторонних глаз, в том числе и от фотографов прессы.
Модные шоу появились благодаря Полю Пуаре и Люси Дафф Гордон. Именно они решили, что важно не только создавать красивые вещи, но и сделать так, чтобы о них узнавали многие, а для этого к модным показам надо привлечь внимание. Чуть раньше демонстрируемые модели представляли под номерами, чтобы проще было запомнить понравившийся наряд. Люси стала поступать иначе. Вместо скучных номеров на модели, она стала давать им поэтические названия, например, «Любовь в тумане», вечернее платье «Счастливое»….
Она использовала в своих показах и музыку, позволяя девушкам-моделям свободно двигаться и даже танцевать. Таким образом, зрители могли увидеть, как будет выглядеть то или иное платье в реальности.
Фотографией тогда увлекались многие, Люси также использовала ее в своей работе, заинтересовывая клиенток фото-открытками, на которых ее манекенщицы – красивые, молодые девушки демонстрировали не только нарядные платья, но и белье из тончайшего шелка и кружев. Да, у нее были первые фотомодели.
Дафф Гордон всегда подходила к работе с творческим интересом, что давало ей возможность превратить работу в увлекательное занятие. Она хотела свои наряды преподнести не как товар, а как вещи, вызывающие чувства и фантазию. «Я никогда не проектировала платье, не учитывая характера женщины. Я полагаю, что оно должно обязательно доставлять удовольствие своей владелице, стать частью ее индивидуальности».
Люси Дафф Гордон опередила Поля Пуаре и в создании собственного аромата, это произошло в 1907 году, в то время как великий кутюрье представил свой первый аромат Parfums de Rosine в 1911 году.
Биография Люси Дафф-Гордон и история бренда
Люси Кристина Сазерленд родилась 13 июня в 1863 году в Лондоне в семье инженера-строителя Дугласа Сазерленда. Когда ей было чуть больше года, отец умер, мать с детьми (младшей Элинор было 2 месяца) вернулась в родительский дом в Гуэлф (Канада), где через некоторое время снова вышла замуж. Затем вся новая семья переехала на о. Джерси (Нормандские острова). Детство Люси можно было назвать спокойным и безмятежным.
В двадцать один год Люси вышла замуж за Джеймса Стюарта Уоллеса. Однако замужество оказалось неудачным. Она не стала долго терпеть грубость мужа и его алкогольную зависимость, начался бракоразводный процесс. В то время подобные ситуации в семье, несомненно, возникали, но до расторжения брака доходили крайне редко.
Большинство женщин смирялись со своим положением, а тем, кто не желал терпеть унижения и оскорбления со стороны мужа, никто не сочувствовал. Поэтому процесс был длительным и приносил душевные страдания. И несмотря на это, брак был расторгнут, Люси стала снова свободной, но с маленькой дочерью на руках и при этом без достаточных средств на существование.
Чтобы выжить, Люси начала шить. Ее первой клиенткой стала младшая сестра, а затем и ее подружки. Опыт шитья у Люси был, в детстве она любила создавать наряды своим куклам. Теперь это умение пригодилось. Число заказчиц росло, известность тоже. Сначала Люси арендовала небольшое помещение для своей мастерской, а затем открыла и собственный магазинчик – Maison Lucile, модный дом «Люсиль», возле которого светские дамы выстраивались в очереди.
Эскизы платьев
В числе клиенток начали появляться актрисы, которым она шила наряды не только для личного гардероба, но и для сцены. Театры и кино принесли Люси мировую известность. Красавицы актрисы, танцовщицы, певицы, вызывавшие восхищение публики, были клиентками Люси, и своими нарядами приносили известность и ей, ведь им все пытались подражать, а для этого надо было обратиться к Люси.
Ее одежда была по тому времени смелой и деликатной одновременно. В нарядах Люси излучались легкое кокетство, изысканная сексуальность, нежность и женственность. Пастельные тона, прозрачные пышные юбки, многослойность из шифона, драпировки, атласные ленты, цветы из шелка ручной работы – это все так отличалось от яркой восточной роскоши Поля Пуаре или девичьей скромности платьев Жанны Ланвен. Люси создавала не только роскошные платья, но и элегантно сшитые наряды на каждый день. Да и сама Люси, белокожая, с рыжей копной волос, всегда привлекала внимание своими нарядами, которые комментировались в ежедневных газетах.
В 1897 году на Ганновер-сквер Люси открыла уже большой магазин. Бизнес ее расширялся, она обслуживала богатых клиенток, в том числе и аристократию.
В 1900 году Люси вышла замуж за шотландского землевладельца сэра Космо Дафф Гордона, а в 1903 году весь бизнес объединили в «Люсиль Ltd».
Среди клиенток Люси была английская светская львица Хизер Фирбэнк, которая сегодня известна благодаря великолепной коллекции, приобретенной в 1957 году музеем «Виктории и Альберта» в Лондоне.
Платье Хизер Фирбэнк, название платья – «Эльдорадо»
Люси первая стала обучать девушек-моделей двигаться по подиуму. Ее фэшн-показы можно было сравнить с театральным представлением, на которое попасть было не так просто, только по приглашению. Во время показа для зрителей устраивали чаепитие, гостям выдавались программки, преподносились сувениры, модели находились за занавесом и выходили под музыкальное сопровождение оркестра.
С 1911 по 1915 г.г. открылись несколько салонов в Париже, Нью-Йорке и Чикаго. «Люсиль» стал ведущим Домом моды от кутюр. Ее клиентура росла, и среди них были известные люди – актеры кино и театра, танцоры, певицы, они появлялись в нарядах модельера на сцене, кино, в прессе.
Среди них были:
Ирэн Кастл – известная танцовщица 20-х годов, партнером которой был ее муж, Вернон Кастл. Они танцевали и снимались в немом кино, содействовали продвижению джаза и афроамериканской танцевальной музыки и танцам.
Лили Элси – английская актриса и певица, известная по главной роли в Лондонской премьере оперетты Франца Легара «Веселая вдова». Лили Элси еще большую известность принесли ее фотопортреты, которые распространялись прессой и приобретались мужчинами и даже женщинами, покоренными необычайной силой ее обаяния.
Герти Миллар – английская актриса, певица Эдвардианской эпохи, известная в музыкальных комедиях, она же графиня Дадли, которая также прославилась не только на сцене, но и своими фотопортретами.
Билли Бёрк – американская актриса, номинантка на премию «Оскар» в 1938 году, известная по роли Доброй Волшебницы Севера в музыкальном фильме «Волшебник страны Оз» (1939).
Мэри Пикфорд – актриса театра и кино, обладательница премии «Оскар», кинопоказы фильмов с ее участием сопровождались такими аншлагами, что газеты советовали «…зрителям занимать места раньше, дабы избежать давки…».
Лидия Кякшт – артистка балета, педагог и хореограф, с 1902 по 1908 год – артистка Мариинского театра, с 1908 по 1912 год – солистка лондонского театра «Эмпайр», участница «Русских сезонов» Дягилева.
А также известные в то время актрисы немого кино и театра Лилиан Гиш, Габи Делис, Китти Гордон.
Лили Элси
В то время, кроме Люси Дафф Гордон, было немало модельеров, которые одевали известных женщин, но именно она одевала тех, кому хотели подражать все, кого впоследствии стали называть иконами стиля. Да, она во многом была первой…
Можно сказать, что Люси Дафф Гордон повлияла даже на голливудский стиль. Она шила костюмы для театральных постановок и немого кино. Люси Дафф Гордон заключила контракты почти со всеми действующими киностудиями и театрами. В создании костюмов она приняла участие более чем в 70 театральных постановках и 25 фильмах.
Так как заказы росли, Люси начала нанимать помощников-художников. Уже тогда главные дизайнеры пользовались подобными услугами профессиональных художников, которые рисовали и свои модели, и придуманные дизайнерами. Люси просматривала готовые рисунки, вносила поправки, ставила подпись свою, либо художника, и работа продолжалась далее.
У нее начинали такие известные в будущем модельеры, как Говард Грир (он работал в отделениях Люсиль в Нью-Йорке и Чикаго), затем стал голливудским модельером и художником по костюмам;
Трэвис Бантон – американский дизайнер костюмов, который сотрудничал с актрисой Марлен Дитрих и режиссером Йозефом фон Штернбергом. Трэвис Бантон считается одним из лучших голливудских дизайнеров костюмов золотого века;
Эдвард Молине – бывший военный, проявивший себя в мире моды не хуже, чем на полях сражений. Он стал одним из самых известных в 1920-1930-х годах и основал свой бренд. Люси Дафф Гордон в своих мемуарах с чувством благодарности перечисляла всех своих помощников.
Модельер постоянно сотрудничала с известными журналами мод, таких как «Harper's Bazaar», «Vogue», «Femina», «Les Modes», «L'art et la Mode».
Люси Дафф-Гордон и «Титаник»
Рассказ о Люси Дафф Гордон не будет полным, если обойти стороной событие, которое для многих людей всего мира стало незабываемым, вернее трагедию, которая случилась 14 апреля 1912 года в 23.40. Да, это «ТИТАНИК». Именно на этот океанский лайнер заказали билеты первого класса супружеская пара Дафф Гордон. Люси отправлялась в Америку по делам, связанным с ее Нью-Йоркским филиалом «Люсиль Ltd».
Черный в темноте океан был спокоен, как пруд, и ничто не предвещало трагедии. В 23:40 «Титаник» столкнулся с айсбергом, из 16 водонепроницаемых отсеков судна шесть были прорезаны. После осмотра лайнера главный конструктор сообщил, что трагедия неизбежна.
По приказу капитана спасательные шлюпки были спущены на воду, началась эвакуация пассажиров, в первую очередь женщин и детей. Многие мужчины до последнего момента помогали женщинам и детям, пересаживая их в шлюпки, пока лайнер не погрузился в океан.
Среди тех, кто успел оказаться в лодке, были супруги Дафф Гордоны и их секретарь. Почти все лодки могли выдержать до 40 человек, но уходили с места гибели «Титаника» полупустыми и спешно, чтобы не попасть в воронку, образовавшуюся тонувшим лайнером. Так в дальнейшем объясняли кое-кто из пассажиров и членов экипажа.
Около 02:15 нос «Титаника» резко опустился, судно сдвинулось вперед, и по палубе прокатилась огромная волна, которая смыла многих пассажиров за борт. В 02:20 минут «Титаник» ушел под воду. Большинство мужчин (члены команды и пассажиры) погибли. На месте утонувшего лайнера в открытом океане плавали лодки со спасшимися людьми, но еще больше было таких, кто оказался просто в воде (кто-то имел на себе спасательный жилет, а у кого-то и этого не было). Кто-то кричал и звал на помощь, а кто-то был в полном оцепенении от холода и ужаса. Многие потеряли своих родных и близких.
Титаник под водой в наши дни
Через несколько часов подошедший пассажирский лайнер «Карпатия» принял на борт выживших. Когда подняли всех пассажиров, началась паника и душераздирающие крики, женщины искали своих детей и мужей, были случаи потери рассудка.
Начались расследования причин катастрофы. Спасшихся в эту страшную ночь мужчин обвиняли в том, что они оказались спасенными, ведь погибли более 100 женщин и чуть более 50 детей. Других обвиняли в препятствии членам экипажа спасать утопающих, чтобы не перегрузить лодки. В этом числе оказался и Космо Дафф Гордон. Пресса раздувала скандалы, распространяла слухи, что сэр Дафф Гордон подкупал членов команды, чтобы они не брали в шлюпку людей, оказавшихся в воде, дабы не перегружать ее.
Супругам пришлось защищать себя в суде. Они смогли доказать свою невиновность в предъявленных обвинениях. На самом деле супруги предложили материальную помощь потерявшим всё в катастрофе тем членам команды, которые были рядом с ними. Все пережитое до конца жизни осталось в душе каждого…
С 1918 год модная империя Люси начала постепенно приходить в упадок. В 1923 году Дафф Гордон объявила о своем банкротстве, но продолжала работать – она выполняла частные заказы от многих своих клиентов, была модным обозревателем и критиком в известных журналах, в ее владении оставался магазин готовой одежды. В 1932 году модельер написала автобиографическую книгу «Свобода и неосторожность».
Люси Дафф Гордон умерла 20 апреля 1935 года, в возрасте 71 года. За четыре года до ее смерти, также 20 апреля, умер ее муж.
Люси Дафф Гордон ввела в модный мир многое из того, чем дизайнеры и мы с вами продолжаем пользоваться сегодня. Леди открыла предприятие, которое специализировалось на производстве линии готовой одежды, причем по более низким ценам. Эта идея в начале ХХ-го века была передовой и просуществовала всего год. Но теперь она стала бизнес-моделью многих кутюрье. Женщина в создании моды?! Возможно ли в то время! Люси Дафф Гордон добилась успеха, когда женщине было это совсем непросто.
«Чем больше я сталкивалась с сопротивлением, тем больше наслаждалась этим».
Комментарии и Отзывы