Валентин Серов работал всегда быстро, а иногда и очень быстро. Писал он в манере импрессионистов ещё тогда, когда не был знаком с их творчеством, все его творческие поиски были вполне самостоятельными. Каждый из написанных им портретов выражал не только психологическую характеристику человека, которого он писал, но и дух эпохи.
Создавая портреты аристократок – Юсуповой, Акимовой, Орловой, Валентин Серов никогда не забывал, кто были предки этих знатных женщин. Их портреты прославили Серова, хотя именно эти шедевры его творчества оказались делом для него мучительным, как он сам говорил, подобным болезни.
Портрет Юсуповой, наверное, был особенно сложен. 80 сеансов, и всё ему что-то не нравилось. В это время он писал жене: «Жаль, мы не очень с княгиней сходимся во вкусах… Вот приедут господа, посмотрят, что мы написали, уверен, придётся не по вкусу – ну, что делать – мы ведь тоже немного упрямы…». Когда писал портрет ему казалось, то уж слишком хороша княгиня, то какая-то жёсткость проглядывает, то свет на картине никак не находит места своего, будто не может успокоиться…
В чём могла быть причина? Может действительно непримиримость во вкусах, а может что-то другое. Как человеку, тонко чувствующему духовность, Валентин Александрович наверное ощущал в облике Зинаиды Николаевны состояние тревожности, предчувствия трагедии…
Истоки рода Юсуповых прослеживаются с глубокой древности. Их предки правили в мусульманском мире и соединяли в своём лице правительственную и духовную власть. От Дамаска, Антиохии, Ирака, Персии, Египта и до самых берегов Азовского и Каспийского морей переселялись многие мусульманские племена, образовывая Ногайскую Орду, между Волгой и Уралом, затем Крымскую Орду.
Потомки эмиров посчитали необходимым подружиться с русскими государями. За верную службу они были пожалованы городами и селениями. В числе них были и потомки хана Ногайской Орды Юсуфа-мурзы. «Сыновья Юсуфа, прибыв в Москву, пожалованы были многими селами и деревнями в Романовской округе…». Они приняли православную веру, и Россия стала для них отечеством.
Княгиня Зинаида Юсупова на костюмированном балу 1903 года
О том, что на род наложено проклятие – это передавалось от потомков к потомкам всего юсуповского рода. И проклятие это, как видели сами Юсуповы, действовало неукоснительно – согласно ему – из всех рожденных в одном поколении Юсуповых будет лишь один доживать до двадцати шести лет, а продолжится это до полного уничтожения рода.
Юсуповы были не только богаты и знатны, они обладали незаурядным умом, были талантливы в искусстве и музыке. Николай Борисович Юсупов (1750-1831) был русским посланником в Италии, первым директором Эрмитажа, главным управляющим Кремлевской экспедицией и Оружейной палатой, а также театрами России. Он создал имение Архангельское – «подмосковный Версаль», красота и богатство которого восхищало всех современников.
Борис Николаевич Юсупов – камергер, сын Н. Б. Юсупова, тоже оставил единственного наследника - князя Николая Борисовича Юсупова, который впоследствии стал вице-директором Петербургской публичной библиотеки. Он был талантливым музыкантом и писателем. На нём и пресеклась мужская линия юсуповского рода.
В его семье росли две дочери Зинаида и Татьяна. В возрасте 22-х лет Татьяна умерла от тифа.
Осталась единственная наследница – одна из самых красивых женщин в России и богатейшая невеста – княжна Юсупова Зинаида Николаевна.
Юсуповы были вторыми по богатству после Романовых. Роскошь Юсуповских дворцов могла соперничать с роскошью царской семьи. Драгоценности Зинаиды Николаевны ранее принадлежали чуть ли ни всем королевским дворам Европы.
В 1882 году Зинаида Николаевна вышла замуж за графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстон, в будущем генерал-лейтенанта и губернатора Москвы. Через год у них родился сын – Николай, названный в честь деда. А сам Николай Борисович Юсупов незадолго до смерти обратился к императору Александру III с просьбой – дабы не пресеклась фамилия, разрешить графу Сумарокову-Эльстон именоваться князем Юсуповым, и чтобы титул сей переходил из рода в род к старшему сыну.
В счастливом браке выросли два сына. Николай получил образование юриста, питал склонность к искусству, подавал большие надежды, и дело оставалось только в женитьбе. Но полюбив женщину, которая была помолвлена с другим, он не смог справиться со своей страстью. Накануне 26-летия Николая проклятие рода Юсуповых снова возымело действие – Николай погиб на дуэли. Титул князя Юсупова перешел к Феликсу.
Феликс Юсупов, известный всем своими склонностями к весёлой жизни, а также тем, что он стал одним из соучастников с убийцами Распутина, был внешне похож на мать, но никак не разделял её склонностей к искусству.
Княгиня Зинаида Юсупова – картина Маковского
Две самые богатые и знаменитые фамилии породнились – Феликс Юсупов по убедительным просьбам матери женится на самой красивой и богатой девушке в России – Ирине Александровне Романовой, дочери великого князя Александра Михайловича. Венчание состоялось в феврале 1914 года, а через год у них родилась дочь Ирина.
В 1919 году семья Юсуповых эмигрировала, как и многие другие аристократические семьи. Огромное богатство, оставленное в России, Юсуповы уже никогда не смогли вернуть, но и в эмиграции они оказались не самые бедные. За границей у них оставалась часть недвижимости и наиболее ценные драгоценности княгини, которые им удалось увезти с собой.
Феликс Юсупов и Ирина Александровна
Ирина и Феликс попытались, как и многие русские эмигранты, заняться делом, приносящим доходы – создали модный дом «Ирфе» – «Ирина и Феликс». Но, видимо, было недостаточно тех знаний ведения бизнеса, которыми обладал Феликс, в прошлом не размышлявший, откуда берутся деньги, и вскоре модный Дом пришлось закрыть. Они купили дом в Булонском лесу, где прожили долгие годы.
Князь Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон скончался в 1928 году, а Зинаида Николаевна – в 1939 году.
Всё имевшееся имущество Феликс Юсупов постепенно растратил, от праздной жизни он так и не смог отказаться.
Его самого, жену и дочь Ирину похоронили в могиле матери на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Но вернёмся к портрету З.Н. Юсуповой, написанной кистью великого мастера живописи. Серов в 1900-х годах был уже признанным мастером, «модным художником», и зарабатывал заказными портретами. Он никогда не скрывал личного отношения к модели, и оно отчётливо отражается на полотне. Юсуповым портрет не понравился, они хотели даже вырезать из него овал, но не решились, к нашей радости. Теперь мы можем любоваться этим шедевром искусства в Русском музее Петербурга.
«Искусство Серова подобно редкому драгоценному камню, чем больше вглядываешься в него, тем глубже он затягивает вас в глубину своего очарования…» - И. Е. Репин.
Комментарии и Отзывы