Уже где-то выпал первый снежок, и хочется закутаться в тёплую шубку. Но пока ещё не грянули трескучие морозы, можно надеть и короткую шубку, которая будет красиво смотреться…
Разглядывая новые осенне-зимние коллекции дизайнеров, восхищаешься, какие удивительные и фантазийные идеи воплощаются в одежде и аксессуарах. А сколько идей можно почерпнуть из народных костюмов, особенно у нас в России. Ведь до середины XIX века, в разных губерниях, а то и в разных деревнях, одежда была определённого кроя и пошива, а уж о вышивках и палитре и говорить-то непросто – такие они были у всех разные. Поэтому дизайнерам весьма полезно заглянуть в гардероб русских женщин старого времени.
Давайте и мы посмотрим, что пригодилось бы нам сейчас из этого гардероба, когда только-только наступили прохладные дни.
Душегрея. Душегрея – самобытная русская одежда, которую носили женщины разных сословий. Это короткая, чуть ниже талии, и редко до середины бёдер, одежда. Шили душегреи из дорогих и нарядных тканей, в основном это были бархат, парча.
Душегреи вышивались золотыми и серебряными нитями растительными узорами, цветами, гроздьями винограда. Край обшивался золотой бахромой. Надевали их поверх сарафана. Для небогатых женщин душегрея не была повседневной одеждой. Её надевали только на праздник.
Душегрею называли ещё по-другому – «шугай». Это была уже короткая зимняя шубка. Наш русский язык чрезвычайно богат и чуток, ведь иногда есть очень похожие слова, а означают они разные предметы. В старину женская одежда чаще всего была просторной, а шугай, можно сказать, чуть ли не единственная приталенная одежда.
Шугай, как и душегрея, имел узкий по крою перёд с разрезом, который делали чаще по диагонали. Нижняя часть спинки шугая - в виде баски, которая собиралась на талии в трубчатые складки. Рукава – длинные, к запястью суживающиеся, от кисти до локтя собирались в мелкие складки, по краю оторачивались беличьим мехом. Одежда достаточно короткая, изредка доходила до середины бёдер.
Шугай шили на меху или вате и носили как внакидку, так и в рукава. В разных местах России шугай называли по-разному – «епанечкой», «трубалеткой» (из-за трубчатых складок сзади), а то и «сорокотрубкой».
К познанию истории народного костюма сейчас обращаются не только этнографы и краеведы, но и многие неравнодушные к народной культуре люди. И таких людей становится всё больше и больше. И это радует, потому что наследие своей культуры и истории мы не должны забывать.
Комментарии и Отзывы