Эдит Хэд – это имя знакомо тем, кто интересуется модой, оно стало синонимом дизайна одежды в кино. Да, именно с кино была связана вся творческая жизнь этой женщины. Зрители обычно не знают имён большинства из тех, кто стоит за спиной знаменитых актёров. Старые голливудские фильмы – в них было столько обаяния…
Герои в этих фильмах выглядели настолько безупречно, что многие из них на долгие годы остались в памяти зрителей, которые с восхищением вспоминали и передавали свой восторг и чувства следующим поколениям. А потому образы Мэй Уэст, Одри Хепберн, Элизабет Тейлор, Грейс Келли…, их великолепные наряды, которым подражали многие женщины – высочайшие стандарты гламура и элегантности, живут до сих пор. И в этом не малая заслуга легендарного художника по костюмам Эдит Хэд.
Она одевала актёров Голливуда более пятидесяти лет, создала костюмы более чем для 1000 фильмов. За это время – 35 номинаций на «Оскар» и 8 заслуженных статуэток за лучшие костюмы. А ведь она, когда пришла на киностудию в «Парамаунт», не имела соответствующего образования и даже не умела рисовать.
Никто из художников её времени не сделал столько, сколько удалось Эдит Хэд. Когда она рисовала свои эскизы, одним из главных её принципов было содействие развитию характера персонажа или истории, заложенной в фильме, ведь одежда – это не просто украшение фильма, но один из важнейших элементов воздействия на зрителей.
Эдит Хэд получила высшее признание среди сотен голливудских дизайнеров, благодаря своей уникальной работоспособности, целеустремлённости и умению подать себя. А начиналось всё совсем не так, как многие думают услышать – «…она с детских лет… и т.д.».
Эдит Хэд сначала была Эдит Клэр Познер. Она родилась 28 октября в 1897 году в Сан-Бернардино в еврейской семье. Её мать Анна Леви в 1901 году вышла замуж за Фрэнка Спэра, который удочерил Эдит и дал ей свою фамилию. В 1918 году Эдит окончила Калифорнийский университет в Беркли, и отправилась в Стэнфорд, чтобы продолжить обучение и получить степень магистра по романским языкам.
В 1923 году Эдит Хэд начала преподавать французский язык в школе для девочек, а заодно ходила на вечерние курсы по рисованию в Chouinard Art College. Там и состоялось её знакомство с Чарльзом Хэдом, с сестрой которого она училась. Брак оказался неудачным, они быстро расстались. Второй раз Эдит вышла замуж в 1940 году за дизайнера по интерьеру Виарда Айнена, с которым счастливо прожили вместе до самой его смерти в 1979 году.
Но вернёмся снова в 1923 год. На курсах по рисованию Эдит познакомилась не только с будущим мужем, но и с девушками, которые оказались дочерьми известного режиссёра Сесиля Б. де Милля. Чтобы подзаработать ещё немного, Эдит стала репетиром иностранного языка у девушек.
Однажды они пригласили Эдит соприсутствовать на съёмках очередного фильма де Милля. Это посещение произвело на Эдит неизгладимое впечатление, и она постоянно в мыслях возвращалась к увиденному.
Именно это и побудило её откликнуться на объявление, в котором требовался художник по костюмам. Но она не умеет рисовать, ну и что же – она ведь учится, главное сейчас, пока выпадает счастливый шанс, попасть на киностудию. Наверное, так думала Эдит. Поэтому она тут же отправилась на студию, где главный дизайнер Говард Грир попросил её принести хотя бы несколько эскизов, чтобы оценить способности девушки. Не долго думая, Эдит заняла у студентов художественных курсов рисунки, и на следующий день принесла главному дизайнеру, который был просто восхищён её талантом.
Девушка получила работу, но обман вскоре открылся. Однако, Грира это не разозлило, а позабавило, ведь девушка и правда была способная, а неумение можно исправить, и он начал учить Эдит делать наброски. Она схватывала всё на лету, оттачивала свои навыки, наблюдая за работой Грира и его ассистента Трэвиса Бентона.
Первое время на «Парамаунт» Эдит помогала Гриру и Бентону, затем ей доверили «отдел вестернов», где она работала четыре года, а потом «отдел бабушек», так она называла создание костюмов для бабушек и тётушек главных персонажей фильма. Когда Говард Грир открыл свой магазин и уволился из «Парамаунт», Эдит назначили ассистентом главного дизайнера, им стал Трэвис Бентон. Он доверял ей проектировать костюмы в тех случаях, когда был сам очень занят или актриса, которую надо было одеть, ему не нравилась. Так постепенно Эдит не только училась создавать костюмы, но и дипломатии в этом непростом мире кино.
В 1932 году Бентон отправился в Париж на показ коллекции, а для Эдит выпала удача – создать костюмы для скандальной Мэй Уэст в фильме «Она была неправа». Актриса заявила Эдит, что платья для неё должны быть достаточно свободными, чтобы доказать, что она дама, и достаточно узкими, чтобы в ней видели женщину. Эдит всё поняла, и все наряды были настолько безупречны, что побивший все кассовые рекорды фильм и спасший «Парамаунт» от банкротства, в какой-то степени своим успехом был обязан Эдит.
Мэй Уэст
Следующей проблемной дамой была Барбара Стэнвик, у которой фигура оставляла желать лучшего. Эдит Хэд окутала актрису золотой парчой и осыпала сверкающими стразами. Разве можно в таком прекрасном наряде увидеть, что фигура не самая лучшая. Но наряд не только вызвал восхищение у всех, в Голливуде появился новый секс-символ, а у Эдит – хорошая подруга. В дальнейшем Стэнвик стала одной из самых успешных киноактрис Голливуда. Она снималась в фильмах до 77 лет, и всегда была привлекательна и не терялась на фоне молодых.
После того как Бентон ушёл из студии, Эдит Хэд стала главным дизайнером. Среди дизайнеров того времени она была, можно сказать, единственной женщиной, занимавшей высокий пост. В «Парамаунт» она проработала 44 года, работала по 16 часов в день, делала до 50 фильмов в год. В 1967 году Эдит Хэд подписала контракт со студией «Юниверсал» и проработала в ней до конца своей жизни.
О себе она говорила: «Я знаю, что я не творческий гений. В дипломатии я сильнее эскизов». Из этой фразы, сказанной о себе, можно многое понять, какой была знаменитая Эдит Хэд. В мире кино, где витает слава и тщеславие, зависть и интриги, ей удавалось ладить и находить контакт со всеми. Эдит умела понять каждого, она, как сама говорила, была художником, модельером, портным, историком, агентом по продажам, медсестрой и психиатром в одном лице.
Мэй Уэст в фильме «Она была неправа»
В 1948 году учредили номинацию премии «Оскар» за лучшие костюмы, и Эдит была уверена в том, что она станет её обладательницей, ведь она так много и успешно работала, и к тому же ей было уже 50 лет. Но оказалось иначе, Эдит была настолько огорчена, что первые дни после награды, для неё были одни из самых трудных в жизни. Она молча перенесла эту горечь в себе, не жалуясь и не сетуя ни на кого.
А после этого огорчения последовали награды за наградой. Многие режиссёры доверяли свои фильмы и своих актёров именно Эдит Хэд. С одним только Альфредом Хичкоком она сделала 11 фильмов.
Когда Эдит задавали вопросы: «С кем из режиссёров вам приятнее всех работать? «Кого из актёров вам больше всего нравилось одевать? Какой ваш любимый фильм?», она отвечала: «Посмотрите «Поймать вора». Получите ответы на все ваши вопросы». Хичкок был всегда очень строг к одежде и указывал, какие фасоны и цвета должны быть по сценарию.
С точки зрения стиля фильм «Поймать вора» можно назвать совершенно безупречным. Везде Грейс Келли выглядит потрясающе. Но не только актриса была восхитительна, все её наряды, которые проектировала Эдит, помня свои принципы о воздействии на зрителей посредством одежды и цвета, позволили драматургически обыграть сюжетные повороты фильма.
Премию «Оскар» Эдит Хэд получила за костюмы в чёрно-белом фильме «Наследница» в 1949 году.
В 1950 году последовали ещё два «Оскара» - один за костюмы в фильме своего старого знакомого де Милля «Самсон и Далила» на библейскую тему, второй – за картину «Всё о Еве». В 1951 году она получила «Оскар» за костюмы для своей обожаемой Элизабет Тейлор в фильме «Место под солнцем».
В 1953 году «Оскар» за фильм «Римские каникулы».
Эта картина имела огромный успех у публики, женщины, можно сказать, всех возрастов и национальностей, захотели выглядеть, как блистательная Одри. А всё потому, что Эдит сумела показать все наилучшие достоинства Одри, скрыв худую шею, выпирающие ключицы и большие ступни. Она надела на Одри вместо блузок без рукавов, которые планировала изначально, рубашки с длинным рукавом, которые подворачивались, юбки были сделаны широкими и длинными, на шею надевался шейный платок и т.д.
Эдит Хэд нравилось создавать наряды для женщин, особенно в исторических фильмах, меняя полностью их облик. Она всегда считала, и была абсолютно права, что костюм в фильме и художник по костюмам – это важная часть кинематографа, ведь с помощью одежды можно выразить характер персонажа, «…герою выглядеть как герой, а злодею – как злодей…». А иногда, наоборот, с помощью одежды можно «…слегка поводить публику за нос, одевая положительную героиню как женщину-вамп,…» и т.д.
В 50-х годах Эдит Хэд получила признание Гильдии дизайнеров по костюмам в индустрии кино как ведущий художник. А позже её выбрали президентом этой организации. Наряду с работой в кино, Эдит Хэд появлялась на телевизионных передачах, делала эскизы для модных журналов, вела программу «Заметки о моде» на радио CBS, написала две книги. Книга «The Dress Doctor», написанная в 1959 году, стала бестселлером.
Эдит Хэд была молчаливым и закрытым человеком. Наверное потому, она всегда носила тёмные солнцезащитные очки, а может, как она говорила, – по причине того, чтобы понять, как цветная одежда будет смотреться в чёрно-белом фильме, ведь стёкла очков были тёмно-голубыми. И солнцезащитные очки, и причёска Эдит стали в её образе фирменным знаком.
Плоская чёлка и шиньон на затылке, в подражание актрисе Анне Мэй Вонг, которые она скопировала ещё в 30-х годах, остались с ней на всю жизнь. Эдит Хэд создала свой незабываемый образ. В мультфильме «Суперсемейка» есть один из персонажей – маленькая темноволосая женщина в очках, Эдна Мод, которая придумывает фасоны костюмов. Как вы думаете – чей прототип здесь фигурирует? Да, конечно – это Эдит Хэд.
Эдит Хэд тихо скончалась во сне 24 октября 1981 года.
Эдит прошла длинный творческий путь, прежде чем получила заслуженные награды. Она внесла вклад не только в кинематограф, но и в мировую моду. После выхода каждого фильма, где создавала свои костюмы Эдит, многие женщины во всём мире хотели иметь такие же наряды, и выглядеть точно также, как главная героиня картины. И неудивительно, что мода той эпохи играла главную роль в фильмах, а создатели моды осознали, насколько полезным может быть для них кино. Модным стало то, что носили звёзды, на экране или в жизни, не имеет значения, как впрочем, и сегодня.
Комментарии и Отзывы